Версия для слабовидящих

Календарь мероприятий

Previous MonthNext Month
Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Великие о русском языке

   

НИКОЛАЙ КАРАМЗИН (1766 – 1826)

 

         Вы знаете, Милостивые Государи, что язык и Словесность суть не только способы, но и главные способы народного просвещения; что богатство языка есть богатство мыслей; что он служит первым училищем для юной души, незаметно, но тем сильнее впечатлевая в ней понятия, на коих основываются самые глубокомысленныя науки; что сии науки занимают только особенный, весьма немногочисленный класс людей; а Словесность бывает достоянием всякого, кто имеет душу; что успехи Наук свидетельствуют вообще о превосходстве разума человеческого, успехи же языка и Словесности свидетельствуют о превосходстве народа, являя степень его образования, ум и чувствительность к изящному…

         Академия российская ознаменовала самое начало бытия своего творением, важнейшим для языка, необходимым для авторов, необходимым для всякого, кто желает предлагает мысли с ясностию, кто желает понимать себя и других. Полный словарь, изданный Академиею, принадлежит к числу тех феноменов, коими Россия удивляет внимательных иноземцев: наша, без сомнения, счастливая судьба во всех отношениях есть какая-то необыкновенная скорость: мы зреем не веками, а десятилетиями. Италия, Франция, Англия, Германия славились уже многими великими писателями, ещё не имея Словаря: мы имели церковные, духовные книги; имели стихотворцев, писателей, но только одного истинно классического (Ломоносова), и представили систему языка, которая может равняться с знаменитыми творениями Академии флорентийской и парижской.

                                                                      (Речь, произнесённая в торжественном собрании императорской Российской Академии наук 5 декабря 1818 года)

        Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт как гордая,  величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!

                                                                                                                                                                                (Письма русского путешественника)

 

                                                                                                                                                                                               ***

 

 Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики.

                                                                                                                                                                                                                                                                                             М.В. Ломоносов

                                                                                                                         ***                                                                    

     С благоговеньем прикасайся
     К тому , чем ты вооружён,
     Твори светло и упивайся
     Безбрежным русским языком

     Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
     Суров и нежен, многолик,
     Во всех мелодиях искусен 
     Наш удивительный язык.

     Ему к лицу и термин узкий,
     И междометный вздох, и клич,
     Гордись, что понимаешь русский,
     Старайся глубину постичь.

    Смешно и грустно слышать, право,
    Как эллочек и фимок рать
    К заморским “ингам, “шн” и “вау”
    Его , кряхтя, хотят прижать.

                                                                                                                                                            С. Скачко

                                                                                                                                   ***

     Бессмертие народа в его языке.

                                                                                                                                                            Ч.Айтматов

                                                                                                                                   ***

     Все главнейшие иностранные языки можно выучить за 6 лет, но для изучения своего недостаточно целой жизни.

                                                                                                                                                            Вольтер

                                                                                                                                    ***

     Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

                                                                                                                                                         К.Г.Паустовский

                                                                                                                                    ***

      Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не сразу понимаешь написанное...

      Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе. Нельзя терпеть неграмотных чиновников, секретарей, машинисток, переписчиков и т.д., и т.д.

       ...Позволяю себе к этому прибавить, что мы должны научить наших детей писать не только грамотно, но и четко, что не менее важно...

       Итак, для того чтобы дети писали грамотно, им необходимо заниматься языком как таковым. Но здесь выступает третья причина современной безграмотности, которая состоит в том, что учителя в массе не любят и не умеют заниматься языком. Можно было бы подумать , что русские учителя не любят русского языка. Я верю, что это не так; я верю, что они любят русский язык, но любят его инстинктивно, не сознательно, не отдавая себе отчета, что и почему они должны в нем любить. А между тем для того, чтобы дети с успехом занимались языком, нужно, чтобы они его полюбили, а для того, чтобы дети полюбили язык, нужно, чтоб учителя заразили их своей любовью, но инстинктивная любовь, если она и есть, не может передаваться детям; она должна как-то реально выражаться и иметь свои точки приложения.

      Почему же учительство не любит и не умеет заниматься языком? Да потому, что его этому не научили...

      Вот три основные причины современной безграмотности, на мой взгляд. Но есть, конечно, много и других, побочных. На некоторые из них я и укажу в заключении.

      1) С.А.Золотарёв, анализируя ошибки современных школьников, приходит к заключению, что многие из них являются результатом распущенности. И с этим надо безусловно согласиться. Хорошая тетрадь, грамотное письмо, чёткий почерк возможны лишь при большой внутренней дисциплине и подтянутости.

      2) Как это не звучит парадоксально, однако нужно сказать, что одной из причин понижения грамотности, одной из серьёзных  причин, являются "новые методы". Конечно, не новые методы сами по себе - их можно только приветствовать, так как отсутствие новых методов означало бы застой педагогической мысли, - а то "усердие не по разуму", которое проявляют некоторые администраторы. Многие из них решительно помешались на разных новых методах и расценивают школы и отдельных педагогов не по достигаемым ими результатам, а по тому, насколько они применяют новые методы. Пора вспомнить мудрое изречение, что суббота для человека, а не человек для субботы. Государству и обществу важны не школьные методы, а степень пригодности к жизни выпускаемых школою граждан. Первое же требование, предъявляемое жизнью, - это грамотность и умение читать книгу ( и то и другое, конечно, и в узком и в широком смысле). Методы же надо предоставить специалистам, ученым советам, исследовательским институтам, лабораторным школам, педагогическим обществам, съездам и т.п.  Вопрос о методах - сложный. Универсальных методов нет.  В каждом новом методе есть нечто ценное,чем надо воспользоваться; но едва ли в истории   можно найти случаи, когда новые методы целиком могли бы быть с пользой применены в жизни. 

     3) Немаловажным является и вопрос о книгах. На разных коллоквиумах приходится поражаться малой начитанности наших школьников. Между тем механизм грамоты, несомненно, приобретается и чтением ( я не буду здесь разбирать сложного вопроса о роли чтения в процессе создания грамотности; но что оно имеет большое значение в этом  деле, не подлежит сомнению). Совершенно очевидно, что дети, которые должны овладеть литературным языком, должны читать наших классиков ( к этому вопросу я надеюсь вернуться ещё в особой статье), и читать их в большом количестве...

                             Л.В. Щерба.  Безграмотность и её причины // Избранные работы по русскому языку. М 1957. С. 56 -62                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

      

                                                                                                 ***

      Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

                                                                                                                                  К.Г. Паустовский                      

                                                                                      ***  

      Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

                                                                                                                                           А.И.Куприн  

                                                                                    ***

      С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия, нет таких звуков, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

                                                                                                                                   К.Г. Паустовский

                                                                                  ***

       Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания, противна здравому смыслу и здравому вкусу; но она вредит не русскому языку и не русской литературе, а только тем, кто одержим ею.

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                 В.Г. Белинский

 

                                      

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Контакты

Россия, Республика Дагестан, 367000, г. Махачкала, пр. Расула Гамзатова, д. 1

+7 800 770 72 75

Бесплатная консультационная линия по вопросам русской грамматики "Гра-мо-тей" +7 800 770 72 75

Мы в соц.сетях: vkfbinst

 

О центре

Куканова Лариса Борисовна

Директор Республиканского центра русского языка и культуры

Яндекс.Метрика